21 октября, Ватиканское Радио - В воскресенье 19 октября, во время Святой Мессы в Помпеях, Св. Отец произнес проповедь, призвав помощь Девы Марии: «пусть она, наша Матерь и Наставница, ведет нас в размышлениях о Слове Божьем, которое мы услышали».
Первое чтение и ответный Псалом выражают радость народа Израилева о спасении, дарованном Богом, - избавлении от зла и надежде на новую жизнь. Своей благодатью Бог обновляет сердце человеческое, прощая его грех, примиряя его и вдыхая в него порыв к добру. Все это проявляется в жизни Святых, и в особенности мы видим это в апостольском труде блаженного Бартоло Лонго, основателя новых Помпей. Откроем же и мы наше сердце любви, возрождающей человека и все вещи.
С самых своих истоков христианская община усматривала в олицетворении Израиля и Иерусалима в женском образе важную и пророческую ссылку на Деву Марию, в которой они узнавали «Дочь Сиона» и архетип народа, «нашедшего милость» в очах Господних. Это толкование мы вновь находим в евангельском повествовании о браке в Кане. Евангелист Иоанн символически подчеркивает, что Иисус - Жених Израиля, нового Израиля, которым являемся все мы в вере, -- пришедший, чтобы принести благодать Нового Завета, изображенную как «доброе вино». В то же время, Евангелие ставит акцент и на роли Марии, называемой вначале «Матерью Иисуса», а потом «женщиной» -- как зовет ее сам Сын, и в этом есть глубочайший смысл, потому что, к нашему изумлению, выше родственных уз ставятся узы духовные, согласно которым Мария олицетворяет Невесту, возлюбленную Господом, то есть, народ, избранный Им, чтобы излучать Его благословение на всю человеческую семью. Символ вина, вместе с символом брачного пира, означает радость и праздник. Кроме того, вино, как и другие библейские образы виноградной лозы и виноградника, метафорически относит нас к любви: Бог - виноградарь, Израиль - виноградник, который найдет свою полную реализацию во Христе, лозами которого мы являемся; вино - это плод, то есть, любовь, потому что именно любви Бог ожидает от Своих детей. Давайте вознесем молитву Господу, -- пригласил Папа, -- даровавшему Бартоломео Лонго благодать нести любовь на этой земле, дабы и наша жизнь и наше сердце принесли плод любви и тем самым обновили землю.
К любви призывает и Апостол Павел, -- сказал далее Папа в своей проповеди, -- во второму чтении, взятом из Послания к Римлянам. На этой странице мы находим жизненную программу христианской общины, члены которой были возрождены любовью и стремятся к неустанному обновлению, чтобы всегда распознавать волю Божью и не впадать в конформизм с мирским менталитетом. Характеристика христианской цивилизации, как многократно подчеркивали мои Предшественники, -- это любовь: любовь к Богу, которая переходит в любовь к ближнему. Перед силой любви нельзя устоять: только любовь движет миром!
Кто бы мог подумать, что здесь, рядом с руинами древних Помпей, появится богородичная святыня всемирного значения? Что будет проводиться столько социальных начинаний, призванных воплощать Евангелие в конкретном служении самым нуждающимся? Там, куда приходит Бог, расцветают пустыни! И блаженный Бартоло Лонго своим личным обращением дает свидетельство этой духовной силе, преображающей человека изнутри и наделяющей его способностью совершать великие дела согласно замыслу Божьему. История его духовного кризиса и обращения сегодня как нельзя актуальна. Как мы знаем, в период университетской учебы в Неаполе он, под влиянием имманентистских и позитивистских философов, отдалился от христианской веры и стал воинствующим антиклерикалом, прибегая даже к практике спиритизма и к суеверию. Его обращение, когда он открыл истинный лик Божий, несет в себе красноречивое послание для нас - ведь, к сожалению, подобных тенденций хватает и сегодня. В Год Св. Павла мне хотелось бы подчеркнуть: и блаженный Бартоло Лонго, как и святой Павел, был преображен из гонителя в апостола: апостола христианской веры, почитания Девы Марии и в особенности Розария, в котором он нашел синтез всего Евангелия.
Этот город, заново им основанный, -- историческое доказательство того, как Бог преображает мир: наполняя любовью сердце человека и соделывая его двигателем религиозного и социального обновления. Здесь, в Помпеях, можно понять, что любовь к Богу и любовь к ближнему неотделимы друг от друга.
Останавливаясь затем на молитве Розария, Бенедикт XVI добавил: Эта молитва через Марию ведет нас к Иисусу, как учил дорогой Папа Иоанн Павел 2 в послании «Rosarium Virginis Mariae», где ясно ссылается на блаженного Бартоло Лонго и на духовность Помпей. Розарий - это созерцательная молитва, доступная всем: большим и маленьким, мирянам и духовенству, людям образованным и малограмотным. Это - духовные узы с Марией, с помощью которых мы остаемся едины с Иисусом, чтобы уподобиться Ему, перенять Его чувства и поступать так, как Он поступал. Розарий - это духовное «оружие» в борьбе со злом, с любым насилием, в борьбе за мир в сердцах, в семьях, в обществе и в мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий